Советы логопеда родителям дошкольников

18 Окт 2013 | комментария 2 »

Сегодня проблемы в развитии речи встречаются практически у 70% детей старших групп детского сада. И если раньше, по словам логопедов, нарушение речи встречалось у считанных ребят, то сегодня практически каждый второй ребенок нуждается в индивидуальных занятиях по коррекции речевого аппарата. Чем раньше начнется работа с ребенком в этом направлении, тем больше вероятности того, что к первому классу дошкольник овладеет четким, правильным звукопроизношением.Советы логопеда родителям дошкольниковНи для кого не секрет, что дети с речевыми проблемами не могут нормально адаптироваться в начальной школе. Самая главная проблема – насмешки со стороны одноклассников, а нередко даже и издевательства сверстников. В связи с этим ребенок может стать замкнутым, неуверенным в себе, раздражительным. А это чревато проблемами с обучением и с освоением новых знаний, нарушением психического развития.
Поэтому очень важно родителям уяснить одно единственное правило: чем раньше начнется работа с ребенком, у которого есть даже незначительные проблемы в развитии речевого аппарата, тем больше вероятности того, что ребенок к школе будет владеть правильной, четкой, без каких-либо «шероховатостей» разговорной речью.

Основные нарушения речи ребенка в возрасте от трех до семи лет

Чаще всего основным нарушением является дислалия, выражающаяся в нарушении произношения звуков. Это может быть:
- искажение звуков во время произношения;
- частичная или полная замена звуков;
- пропуск одного или нескольких звуков;
- неправильная расстановка ударений;
- заикание;
- перестановка слогов;
- «проглатывание» отдельных частей слов;
- нарушение темпа и ритма речи.
При нормальном развитии ребенка подобные нарушения проходят без вмешательства взрослых к трем годам жизни. Но если дефект остался или еще больше усугубился, то следует обращаться за квалифицированной помощью к логопеду. Только специалист может разработать индивидуальную программу для ребенка, учитывая особенности его развития.

Поэтому совет родителям: самостоятельно проводить работу с ребенком, направленную на коррекцию навыков произношения. Причем большинство рекомендаций можно выполнять каждый день и при этом не доставлять ребенку никаких проблем.

Советы логопеда родителям дошкольников, направленные на развитие речи:

Во-первых, это проводить работу, способствующую развитию челюстных мышц и мышц языка. К примеру, очень эффективно полоскать рот, перекатывать воздух во рту от одной щеки к другой, пережевывать грубую пищу.
Во-вторых, мама и папа должны разговаривать с дошкольником только на правильном (без лепета, коверкания) русском языке. Некоторые родители играют по «сценарию» ребенка и используют в речи «детские» слова. Это недопустимо.
В-третьих, взять в привычку читать ребенку короткие сказки и стихи. Лучше отложить «заумные» энциклопедии и длинные произведения с глубоким смыслом на старший возраст.
В-четвертых, родителям рекомендуется самим говорить внятно и четко, повторяя фразу, сказанную ребенку, несколько раз.
В-пятых, старайтесь почаще общаться с ребенком, отвечать на все задаваемые им вопросы. Не стоит игнорировать просьбы ребенка. Даже, если он и занят чем-то интересным, лучше лишний раз задать ему вопрос на тему того, чем он занимается. К примеру, малыш рисует красками. Мысль родителей: «Отлично! Можно отдохнуть и заняться своими делами». Но почему бы не подойти к ребенку и не спросить, что именно будет изображено на картинке, которую ребенок рисует? А почему он выбрал именно эту тему для рисования? Если ребенок рисует домик, то можно спросить, кто именно будет жить в этом домике, сколько в нем этажей и т.д. Конечно взрослому итак понятно, что рисует ребенок, но ведь важно, чтобы малыш самостоятельно смог изложить свою идею и мысль. Это поможет расширить словарный запас, развить воображение, фантазию, уметь последовательно излагать свою мысли, так сказать по определенному плану.
В-шестых, обязательно следует выполнять артикуляционную гимнастику причем несколько раз в день. Пока ребенок не привыкнет к выполнению упражнений, рекомендуется устанавливать перед ним зеркало, чтобы он видел свое отражение. Цель артикуляционной гимнастики – разработать мышцы гортани, языка, т.е. те, которые участвуют непосредственно в произношении звуков. Гимнастика включает упражнения, позволяющие натренировать артикуляционный аппарат, отработать правильное расположение языка, губ, неба для правильного произношения звуков и слов.
В-седьмых, оптимальным временем для проведения занятий с ребенком будет от пятнадцати до 25 минут. Не больше. Ребенок не должен быть перегружен. Лучше пусть он усвоит за одно занятие меньше информации, но результат будет зато видимым.
В-восьмых, не забывайте проводить упражнения, направленные на развитие мелкой моторики. Давайте ребенку пересыпать крупу из одной миски в другую. Смешайте, к примеру, белую и цветную фасоль, пусть ребенок разделит их на две кучки посредством пальчиков.
В-девятых, для ребенка с заиканием идеальными будут музыкальные упражнения. Найдите пару-тройку детских песен и разучивайте их с дошкольником. Устройте импровизированный концерт с поощрительными призами друг для друга. Разучивание песен поможет в развитии темпа, речевого дыхания, ритма.
Благодаря этим несложным советам родителям будет легко организовать занятия дома, цель которых: коррекция речевого аппарата и улучшение звукопроизношения.

Оставьте комментарий к этой статье.

Метки записи:


Посмотреть последние комментарии
  1. Отличные советы, нашему ребенку еще посоветовали развивать мышцы для речевого аппарата, требуется вытянуть губы в трубочку как при произношении буквы "У" и поднимать "трубочку" вверх, вниз, потом делать ею круговые движения, ребенок действительно через пару недель, стал лучше произносить слова.

    Ответить на этот комментарий >>
  2. Спасибо, прекрасные советы, все кратко, четко и понятно. Возьму некоторые на заметку.

    Ответить на этот комментарий >>
Оставьте комментарий к этой записи

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Внимание: все отзывы проходят модерацию.